Top Menu

Художественная ковка простых и сложных изделий.

Художественная ковкаХудожественная ковка – очень и очень древнее ремесло. Кованые ограды украшают многие памятники старины. Но старина стариной, а как работают современные мастера? Задавшись этим вопросом, мы отправились в мастерскую современного кузнеца почти с многолетним опытом работы в этой области.

ИНСТРУМЕНТЫ:
Сначала расскажем о применяемом ин­струменте. Первая вещь в кузнице — это, конечно же, горн, в котором нагревают заго­товки для ковки или кузнечной сварки. Сле­ва от горна стоит железная емкость с маслом для закалки, а сзади справа — наковальня на деревянном чурбаке.

Чуть дальше наковальни - пневмати­ческий молот с бойком весом 50 кг. Ручной инструмент кузнеца — это молоты разного веса: от легкого в один килограмм до четырех килограммового. Более тяжелые молоты сейчас не используются, так как на этот случай есть механический молот.

Заготовки держат клещами, их нужно иметь не один десяток, с губками по форме тех деталей, которые предполагается ими удерживать.

Для гибки изделий используют «вилки». Ничего об­щего со столовыми приборами они не имеют — это просто пруток или квадрат, к кото­рому приварены две короткие поперечины, так что вилка скорее похожа на латинскую F с очень длинной нижней частью, за нее-то и берутся руками.

Остальной слесарный инструмент ис­пользуется по надобности, он общеизвестен и рассказывать о нем нет нужды.

Эскизы художественной ковкиПОДГОТОВКА К КОВКЕ:
Работа начинается с составления эскиза (рисунка с общими размерами конечного изделия). Затем его перерисовываю в масштабе, чтобы опреде­лить длины прутков, из которых будет состо­ять изделие.

Металл привозят на склад в виде 6-ме­тровых квадратных заготовок со стороной 8, 10 и 12 мм. Прутки нарезают в раз­мер гильотинными ножницами или просто «болгаркой» с 230-миллиметровым диском (это если ножницы заняты другой работой, ведь кузниц на одном предприятии, может быть несколько несколько).

КОВКА «ЗАВИТКОВ»:
Затем следует собственно ковка. В на­шем случае эскиз состоит из завитков. Их куют следующим образом: металл нагре­вают в горне до ковочной температуры, для малоуглеродистых сталей это примерно 800-1200 градусов. Нужную степень нагрева мастер определяет по цвету металла: он дол­жен быть желтым.

Ковка завитковПока металл греется, в отверстие нако­вальни вставляют оправку для гибки, а на наковальню пресса помещают «нижняк» - подкладной инструмент. Фактически это матрица для штамповки, сделанная из жа­ростойкой стали и крепко закаленная, что­бы выдерживать жар от металла и удары пресса.

На «нижняк» кладут конец прута и не­сколькими ударами молота расплющивают его.

Но это только начало работы над завитком. Пока прут еще горячий, мастер ударом молотка на кромке наковальни отгибает часть лепестка, охлаждает его в воде и немедлен­но, пока остальной прут горячий и светится красным, помещает его в отверстие оправки для дальнейшей гибки. Дальше при помощи называе­мого «вилкой» инструмента кузнец гнет ме­талл по форме оправки.

Согнутую деталь откладывают в сторону, и мастер последовательно гнет все заго­товки для этого изделия. Затем прутки, уже имеющие на одном конце завиток, нагрева­ют в горне и на втором конце делают вторые завитки.

В результате получаются повторяющиеся в эскизе элементы, которые потом про­веряют на симметричность накладыванием на эскиз в натуральную величину. Затем они поступают на сборку к сварщику, создающе­му из элементов готовую раму - часть будущей ограды.

Теперь о том, как делают другие элементы кованых оград.

Ковка фонариковКОВКА «ФОНАРИКОВ»:
«Фонарик»  состоит из четырех прут­ков, их складывают вместе и сваривают на концах горновой сваркой. На них напрес­совывают фигурные кольца, а затем будущий «фонарик» нагре­вают в горне, скручивают на два-три обо­рота и немедленно раскручивают на оборот обратно, отчего изогнутые полосы металла расходятся, и получается объемная фигура.

Мастерство кузнеца состоит в том, чтобы абсолютно равномерно нагреть скручивае­мую часть и скручивать-раскручивать строго по оси, избегая перекоса, иначе «фонарик» будет несимметричным.

КОВКА «ЛИСТОЧКОВ»:
Очень распространенная деталь орнамен­тов при художественной ковке - «листочки». Ковка листочковПоследовательность их изготовления чуть сложнее. Короткий отрезок цилиндрического прутка нагре­вают в горне, вытягивают тонкий длинный стержень, помещают его половину под молот и равномерно проковывают, повора­чивая вокруг оси.

Результат опять кладут в горн, но на этот раз нагревают оставшуюся толстую часть и затем куют на подкладном инструменте, похожем на колун (или, вернее сказать, на клин с боковой ручкой). В итоге металл оса­живается в усеченный конус на ножке. Затем настает черед «нижняка» с расходящимися линиями.

Далее еще раз нагретую заготовку ударом молота превращают в почти готовый листочек, который уже на наковальне изгибают с помощью ручного молота, получая готовый к установке в узор.

КОВКА ЦЕПЕЙ:
При помощи художественной ковки можно изготовить и цепи, т.к. в продаже доступно лишь ограниченное количество форм, а для художественного решения часто нужны цепи различной формы: с крупными звеньями или сделанные из квадратов.

«Цепеделие» начинается с наматывания проволоки или квадратного прутка на поло­су металла. Проволоку мотают на холодную, а квадрат— нагретым, а дальше расплю­щивают молотом и отжигают в горне, чтобы снять нагартовку.

Витки проволоки прорезают «болгаркой», получившиеся С-образные звенья сни­мают с полосы и собирают из них цепь при помощи приспособления в виде «вилки».

Ковка крученых прутковКОВКА КРУЧЕНЫХ ПРУТКОВ:
Крученый пруток тоже довольно часто применяют в кованых оградах. Его делают при помощи специального станка. Он имеет два последова­тельных редуктора, отчего шпиндель со спе­циальной квадратной вставкой вращается со скоростью около оборота в минуту, зато крутящий момент очень велик, так как мотор в станке очень мощный - 2-х киловаттный асинхронник.

В результате получаем спиралеобразный пруток. Такой элемент делает нарядными даже довольно простые для кузнеца изделия, например дверные ручки.

КОВКА СЛОЖНЫХ ИЗДЕЛИЙ:
Мы рассказали об основных элементах, участвующих в художественной ковке. Со­четая завитки, «фонарики», «листочки», цепи и крученые прутки, мастера создают более сложные и очень красивые ограды, калитки, ка­минные решетки и многие другие изделия.