Top Menu

Модернизация шлифовальной машинки Bosch GEX 150 АС.

Подсоединяем пылесос к шлифмашинкеПри изготовлении деревянной мебели больше всего времени занимает шлифова­ние. И здесь наилучшее качество поверхно­сти может обеспечить «орбиталка».

Производители всего шлифовального электроинструмента (ленточные, плоско­шлифовальные машинки и «орбиталки») словно сговорились — стремятся сделать свои изделия «самодостаточными», чтобы они могли функционировать без пылесоса. Все в обязательном порядке комплектуют инструменты встроенным пылеотсосом, представляющим собой систему воздухово­дов малого сечения, рабочее колесо и вы­пускной патрубок, на который надевается мешок для пыли.

Модернизация шлифовальной машинкиОбратимся к техническим характеристи­кам конкретного инструмента — Bosch GEX 150 АС. Его потребляемая мощность со­ставляет 340 Вт. Сколько из них расходует­ся на пылеудаление, мне неизвестно, но не слишком много. Ведь нужно еще и полезную работу совершать, да и КПД коллекторного двигателя невысок. Конструкторы сделали все возможное, инструмент получился хоро­шо сбалансированным, удобным и надежным. Но справиться со всей пылью самостоятельно он не в силах, и никакой другой не смог бы. Необходим пы­лесос.

На фото (1) видно, как соотносятся диа­метры выпускных патрубков «пыльных» ин­струментов и впускной патрубок пылесоса. Невооруженным глазом видно — «не созда­ны они друг для друга». Расчетные расходы воздуха слишком различаются. Но мы же хотим использовать всю мощь пылесоса для избавления от вредной для здоровья пыли!

А если просто подключить, как к дисковой пиле? Увы, не получится — рабочие колеса инструмента и пылесоса рассчитаны на раз­ные расходы воздуха, а ведь они окажутся жестко связанными одним каналом. Пыле­сосу будет не хватать воздуха на охлаждение двигателя, и он быстро перегреется. А «ор­биталка» станет прилипать к поверхности и сильно вибрировать — из-за срыва потока в лопатках рабочего колеса.

СОВЕТ:
Работа модернизированной «орбиталкой» имеет особенности. Нуж­но стремиться, чтобы всасывающая воронка находилась над поверхно­стью детали — иначе воздух пойдет в пылесос по кратчайшему пути и не захватит пыль с собой. При подходе к краю детали инструмент нужно по­ворачивать вокруг оси «тарелки» (это не составляет труда).

Мириться с таким положением нельзя. По­этому я неоднократно пытался доработать этот необходимый инструмент. Идея состояла в том, чтобы накрыть машинку кожухом, а из него пылесосом забирать все, что раз­летается в разные стороны, в том числе и го­рячий воздух с угольной пылью от износа щеток, который охлаждает двигатель. Кожух я решил сделать из канистры, разрезанной на две части. Весь негодный воздух пылесос забирает из-под кожуха, работая в полную силу, а в основную воздушную магистраль нужно врезать шланг от встроенного пыле- отсоса. Каждое рабочее колесо работает са­мостоятельно — ничто ничему не мешает.

Для реализации этой идеи понадобил­ся сливной шланг от стиральной машины с соответствующим патрубком. Получился недорогой эжекторный насос. В результате несложной доработки инструмента в по­мещении стало заметно меньше пыли. Но она все-таки есть и до абсолютной чистоты еще далеко. А причина в том, что частицы пыли, разлетающиеся во все стороны от шлифовальной «тарелки», имеют энергию, позволяющую им вылетать из-под кожуха. Всасывающий патрубок расположен высо­ко и далеко. Да еще и воздух, охлаждающий двигатель, создает под кожухом завихрения и мешает планомерному пылеудалению. По­дошло время очередной доработки для пол­ного избавления от пыли.

Демонтируем конструкцию предыдущей защиты (2). Теперь задача стоит следую­щая — создать вокруг «тарелки» ограничен­ное пространство, сквозь которое воздух, направляющийся в пылесос, будет прохо­дить на большой скорости и забирать всю пыль с собой. А встроенный пылеотсос ока­жет посильную помощь без взаимного нега­тивного влияния на основной пылесос.

Изучив конструкцию «орбиталки», я об­наружил, что между корпусом и «тарелкой» имеется зазор. А под последней находятся три точки крепления пластины с тормозным кольцом (3).

Шлифмашинка с пылесосом

Для основания нового кожуха выбираем 3-миллиметровую фанеру. После разметки лобзиком отрезаем заготовку (4). Далее — размечаем (5) и выпиливаем (б) отверстие под корпус инструмента. Из реек на торцов­ке отпиливаем детали для ограждения сни­зу и два ребра жесткости сверху (7). Между ребрами жесткости располагается пластина из двух кусочков 4-миллиметровой фанеры, которые также легко отрезать на торцовке. Сначала к основанию приклеиваем пласти­ны и ребра жесткости. Затем короной свер­лим отверстие для всасывающего патрубка (8 и 9). Я купил его в обычном хозяйственном магазине в отделе «Сантехника» и удалил из него «крестик» (10). Для крепления патруб­ка и нужны эти дополнительные пластины, увеличивающие толщину. Теперь фрезером с радиусной фрезой 9,5 мм снизу обрабаты­ваем кромку отверстия — и патрубок встает в гнездо, не возвышаясь над поверхностью (11, 12, 13). Аэродинамические потери та кого приемного узла очень малы — воздух устремляется в него, не встречая сопротив­ления.

Снизу к основанию приклеиваем (14) рейки-ограничители и треугольники для предотвращения завихрений пыльно­го воздуха в углах (15). (Важно! Их нужно приклеивать после фрезерования кромок отверстия.) Осталось лишь отшлифовать ограждение и закруглить все ребра (16).

Дальше устройство крепим к имеющим­ся узлам. Между пластмассовой пластиной и основанием устанавливаем шайбы (17). Поскольку длинных саморезов с таким ша­гом, какой был у штатных, не нашлось, то используем обычные (18). Если крепление ослабнет, видимо, придется рассверливать и нарезать резьбу.

На патрубок сверху надеваем узел при­соединения сливного шланга стиральной машины. Его внутренний диаметр увеличен (19 и 20). По шлангу в основную магистраль будет поступать пыльный воздух от встро­енного пылеотсоса. Чтобы повысить жест­кость конструкции, всю «сантехническую» надстройку можно прикрепить к корпусу «орбиталки». Для этого используем резьбо­вую втулку крепления боковой ручки. Спо­соб понятен из фото (21).

К нижней поверхности ограждения с трех сторон приклеиваем шлегель (самоклеяща­яся щетка) от шкафа-купе (22).

Для лучшей адгезии щетки деревянную поверхность покрываем лаком и отшлифо­вываем, а еще — дополнительно использу­ем двусторонний скотч. «Орбиталка» при этом должна твердо стоять на «тарелке», а щетки полностью перекрывать щель — это достигается точным подбором высоты реек ограждения. Их нужно подстругивать рубанком (или шлифовать) до нужной вы­соты, чтобы инструмент не висел на щетках, не касаясь детали!

Для работы устройства необходимо, чтобы воздух поступал под кожух с самой дальней стороны, а не вблизи патрубка. Он заходит в щель, где отсутствует щетка (23), проходит по обеим сторонам «тарелки», забирая с собой всю пыль, и направляется в патрубок. Так обеспечивается полное пы­леудаление и охлаждение двигателя пыле­соса (24).

Первые испытания показали высокую эф­фективность устройства (25). В воздухе ма­стерской пропала пыль. Ее нет даже на по­верхности детали — все забирает пылесос.

Инструмент получил дополнительные полезные функции. Субъективно — умень­шилась вибрация. Проще стало двигать машинку по детали. Можно даже не дер­жать ее, а слегка подталкивать пальцем в нужном направлении — «руководить ею», а едет она сама.

Вполне реально достигнуть и большего. Осталось избавиться от угольной пыли ще­ток — инструмент ведь для долгой работы. На фото показано, как полоса из фильтрую­щего материала и хомут способны решить эту задачу (24, 25). Но здесь главное — не перегреть двигатель! Производители пы­лесосов часто за двигателем ставят фильтр, иногда даже отдельный — для воздуха, охлаждающего мотор. А вот изготовители «комнатного» электроинструмента пока не озадачились данной проблемой.

К хорошему быстро привыкаешь и, пора­ботав с комфортом, к «голому» инструменту возвращаться уже не хочется.